Не так давно меня вновь посетила идея, или, выражаясь точнее, вопросы, о том, как можно использовать “на полную катушку” ресурсы собственной памяти, причем имелась ввиду та память, которая в буржуазной психологии (с легкой подачи Тульвинга) именуется автобиографической памятью. К ней-то и вопрошание…
Потребность же в таком вопрошании возникает у меня в связи с запросами в сторону самоосмысления: понимание актуального состояния собственного духа требует обращения к таким процессам реконструкции предшествовавших событий, которые могли служить условиями, участвовавших в том, что имеется в ситуации наличной. Ведь надо как-то “вывести” себя самое из каких-то собственных же предшествовавших наличному положению дел поступков, событий и прочего. Говоря на простом языке, имеется потребность использовать возможности автобиографической памяти, памяти о самом себе с целью вычерпывания материалов, содержаний, которые требуются для такой работы.
В связи с формой собственных запросов к “автобиографической” памяти, а также блуждая пока еще в догадках, предвижу, что потребуются весьма нестандартные и неординарные ходы и способы работы с собственной памятью. В связи с тем, что я бы хотел затеять, мне кажется, что дело далеко не ограничится теми стандартными “способами”, которыми мы обычно ворошим собственную память. И основная проблема, которую я пока здесь вижу, состоит для меня в наиболее полном, точном и адекватном воспроизведении содержаний, которые мне требуются. Самое ужасное также состоит еще и в том, что мне хотелось бы припомнить практически все события, содержания вплоть до дня, часа и даже минуты! К точности же воспроизведения требования такие же: требуемая точность должна вполне тягаться с точностью запечатления событий видеокамерой.
И как же после таких вот требований к форме воспроизведения не жаловаться на практическую недостижимость подобных результатов, исходя из житейских наших знаний, которые только эту недостижимость и подтверждают! Действительно, пока эти надежды кажутся совсем “неестественными”, вычурными. Однако… чем черт не шутит! Вероятно, для достижения подобных результатов потребуется какая-то своеобразная и “неестественная” технология работы с собственной (автобиографической) памятью. И это – вопрос ближайшего будущего.
“Автобиографическая” память по мере работы с собственным прошлым должна становиться все более и более “автобиографичной”. В этом и состоит парадокс этой памяти: она становится автобиографической лишь в самом конце. Надеюсь, понятно, что “в конце” означает лишь – в результате работы, а также то, что было бы скорее верным или возможным сказать о такой памяти, что как автобиографическая она возможна лишь как результат работы с собственным прошлым, а не как нечто преднаходимое.